Соображения
разработчика по поводу Говорящих
Автоматов, подготовленные в феврале 2003 года
специально для одного из партнеров и его коллег с целью
творческого развития ими в настоящей и будущей совместной
деятельности.
То есть не на весь зал или на весь торговый
комплекс, не площадно, не ором, а именно в нужном месте, возле
нужного товара, именно при приближении посетителя,
и именно негромко, по-человечески, доверительно. Автомат вербует
посетителя. Чем не новое слово в рекламном бизнесе — "вербальная реклама"?
Посетитель крутит в руках утюг, а говорящий автомат почти
советует: "Не откладывайте покупку. Только сегодня и завтра эти
утюги — с большой скидкой."
Яркий пример. Международная
выставка "Реклама 2003". На крошечной площади 2х4 квадратных метра
повесили 5 (пять!) одновременно работавших автоматов.
Четыре — на разных витринах и один — ориентированный на проход
возле стенда.
И они не мешали друг другу!
Потому что были настроены на громкость вполголоса и на дальность
до полуметра. Подходил посетитель к ежедневникам —
с ним говорил один автомат. Подходил к игрушкам и трансформерам, сувенирам, ручкам
с нанесением, брелкам— с ним говорил другой автомат.
И громкости вполголоса было с головой достаточно, потому что автомат говорил,
когда посетитель приближался. И никакой адский гам
на выставке, музыка из репродукторов и прочий фоновый шум не были
помехой.
Лишь один автомат (тот,
который смотрел на проход, на проходивших мимо стенда людей) был
настроен громко и с большой дальностью реагирования, чтобы цеплять
всякого, шедшего мимо, и при этом перекрикивать шум.
Второй аспект — анонимность говорящего
автомата. Известно,
что немало посетителей испытывают психологический дискомфорт,
когда рядом все время вертится продавец с
оценивающим взглядом и с по-официантски холодным "что-нибудь
подсказать?", всем своим видом показывая, мол, давай покупай
или чего ради я тут перед тобой прислуживаю, что напрягает посетителя необходимостью
что-то отвечать, как-то реагировать и т.д. А говорящий
автомат ничего не требует от посетителя.
Он чисто информативен, без претензий к покупателю.
Поэтому посетитель не спешит покинуть павильон, как в случае
с назойливым продавцом. Ему наоборот интересно,
а что еще скажет машина.
Другая
сторона анонимности — "бумага вытерпит всё", то есть
можно наговорить в автомат что угодно преувеличенно хорошее
о рекламируемом товаре.
И эта машина, не краснея и не заикаясь, будет целыми днями расхваливать
товар, даже если он того не стоит. Редкий продавец возьмет
на себя такую психологическую нагрузку. То есть автомат разгружает
психологически и продавца.
Редкий продавец вообще умеет выразительно, артистично
представить товар. Выразительность
и артистичность — третий
аспект в идеологии применения говорящих
автоматов.В автомат закладываются
выразительные фразы, продуманные фразы, с выразительной дикцией,
артистично исполненные. И тогда это окупается стократно. Конечно,
это требует времени на придумывание и на исполнение. Иногда тратишь
часы только на то, чтобы поймать нужную интонацию в десятисекундной
фразе. Но ведь это еще одна статья нашего дохода. Если заказчик
не готов тратить на это время, то мы за него потратим время на
придумывание фраз и на озвучивание, но за отдельные и очень достойные
деньги. (для сравнения посмотрите прилагаемый прайс-лист реальной
рекламной фирмы).
Говорящие
автоматы оживят любую торговлю,
восполнив недостатки неприветливых или нерасторопных продавцов. Даже
если у вас суперпродавцы - они всего лишь
люди, и уже к середине дня отрабатывают не каждого, а лишь
каждого энного клиента. Обычный же продавец занят
чтением на рабочем месте, или записью товара или разговором
с соседом. Посчитайте, сколько магазин теряет
- ведь клиент пойдет и купит товар в другом месте. Там, где
товар активнее предлагают!
А говорящие автоматы не устают, не способны лениться. И будут
самыми активными работниками. Б
е з з а р п л а
т ы. И это четвертый
аспект - активность. В
отличиет от пусть и красочной, но молчащей, а потому пассивной визуальной рекламы.
Но даже
не в этом дело - нет необходимости противопоставлять говорящую рекламу и
визуальную рекламу,говорящие машины и
живых продавцов. Наоборот - одно должно дополнять
другое. И это пятый аспект -комбинирование,
комбинированное применение говорящих автоматов. То
есть совместно с чем-то, в дополнение к чему-то. Например, световой
короб - хорошая штука.
Но он будет впятеро эффективнее и эффектнее, если
к тому же будет и говорящим. Или штендер на проходе
в торговом комплексе. Он есть у всех. Но ни у кого нет говорящих
штендеров.
Посетитель тысячу раз проходит мимо штендера "Турфирма
Лимпопо - на втором этаже", но не горит желанием подняться на
второй этаж. А если бы этот штендер еще и говорил: "Только
сегодня - четыре горящих путевки с астрономическими скидками!" -
то клиентов было бы несравнимо больше.Визуальная реклама, увы, смертна.
Написал транспарант или перетяжку о
скидках на шубы. Продал шубы. - Выкидывай транспарант.
А деньги-то потрачены. Совсем другое дело - говорящий
автомат. Сменился товар или даже
вид деятельности сменился - просто запиши новые рекламные фразы.Б
е з н о в ы х з а т р а т.Это шестой
аспект - многоразовое использование
(почти космическая терминология!) при одноразовых затратах.С возможностью перезаписи тесно связан седьмой
аспект - оперативность. Информацию
в говорящем автомате можно оперативно менять.
Надо поздравить посетителей с наступающим праздником
- пожалуйста, сообщить о скидках по пятницам
- пожалуйста, пригласить на распродажу - пожалуйста.
Кроме того, можно (и нужно) экспериментировать. Попробовали одни фразы - не
очень успешно. Попробовали другие - лучше. В конце концов нашли те, которые
окупят все!
Минимум места - максимум информации. Это аспект номер восемь. Автомат размером
с ладонь даст больше информации, чем бегущая строка, впятеро большая по размерам,
втрое более дорогая по стоимости, и при этом почти никем не читаемая.
Можно не прочитать. Можно не увидеть. Но нельзя не услышать. Неизбежность -
девятый тезис в применении говорящих
автоматов. Вы можете метровыми буквами написать: "Торговля
с рук запрещена", - и прямо под надписью будут стоять бабули и торговать.
Но если вместо надписи повесить говорящий автомат с теми же
словами - совсем другой эффект. Или другой пример. На многих проходных есть
надпись - "Предъявите документы в развернутом виде". И все равно
каждого третьего вахтер вынужден одергивать: Вы к кому?", "А у вас
какой документ?". Достаточно было повесить говорящий автомат на
проход и забить в него фразу: "Пожалуйста, предъявите документы и сообщите,
к кому направляетесь". Или еще пример. Объявление для работников предприятия.
На доске. Кто-то не обратил внимания. Кто-то видел, да забыл. А говорящее объявление
невозможно обойти! И невозможно забыть, потому что оно по сотне раз в день
произнесет: "В среду в 15 часов общее собрание. Попробуйте не прийти."...
ПРЕДВЫБОРНАЯ
КАМПАНИЯ.
Предвыборные штабы партий. Можно предлагать говорящие
сумки. Через плечо. В боковину врезан динамик. Человек с сумкой
просто ходит в оживленных местах. Этот человек не нуждается ни
в какой подготовке, ни в каком обучении. Он вообще может быть немым
- просто носит. При этом негромко включенный автомат н
е р а з д р а ж а е т прохожих и в то же время многим тысячам
людей за день доводит информацию о таком-то кандидате или таком-то
блоке. Два десятка людей с говорящими сумками сделают
больше, чем одно телевизионное выступление, потому что телевыступление
надо еще заставить смотреть, а реклама из говорящих сумок так
или иначе, мимоходом, походя добирается до ушей избирателей. И
потом, аксиома рекламы - однократное выступление
почти не запоминается. А реклама из говорящих
сумок - ежедневная, многократная, ненавязчивая, не оральная
- основательно зацепится в сознании. Возвращаемся к тому, с чего
начали - "вербальная реклама".
Даже оголтелого, помешанного и отчаянного террориста склоняют
сдаться путем п е р е г о в о р о в. С человеком надо
г о в о р и т ь, чтобы побудить его к какому-то действию,
чтобы он обратил внимание на что-то, чтобы воспринял что-то. Это
главное в идеологии применения говорящих
автоматов. Существует легенда. К Сократу пришел
новый ученик и в нерешительности встал на пороге. Сократ делает
вид , что не замечает его. Не зная, как быть, ученик падает на
колени. Сократ вспыхивает недовольством: "Безумец!
З а г о в о р и, чтобы я у в и д е л тебя!" Так устроена
наша психика, наше сознание. Слово, которое, как известно, было
первым, о могуществе которого говорили мудрецы и волшебной силой
которого пользовались поэты, которое убивает и которое лечит,
которое поднимало в атаку или наоборот заставляло сдаваться целые
армии на полях сражений, на котором зиждется все образование,
все без исключения науки, - является основополагающим элементом
ч е л о в е ч е с к о г о мышления.
Если бы мы делали рекламу
не для людей, а, скажем, для собак, то пользовались бы атрибутами
их мышления - например, запахами, то есть тем, что эффективнее
всего воспринимается данным объектом рекламы. Но коль скоро
наш объект - человек, то с
л о в о призвано быть главным воздейтсвующим фактором.
Для этого и созданы говорящие автоматы.
С уважением
и с надеждой на долговременное перспективное сотрудничество, а
также с глубокой признательностью за Ваш деловой и исследовательский
интерес к разработке,
Алексей Савин.
Постскриптум. Один русский автомат уже покорил мир - Калашников. А это новый
русский. Тоже автомат. Вооружимся?
Автоматические
рекламоговорители оживят любую торговлю или выставку и
будут самыми активными работниками, не дающими посетителю пройти
мимо, не обратив
внимания на ваши экспонаты или товары.
Второй
постскриптум. Недавно,
Говорящие автоматы были успешно использованы у входа в один из
московских клубов, где должна была выступать одна популярная московская
группа (не называем по понятным причинам)
Заранее записанный рекламный текст
о продаже билетов на концерт группы и
программе выступления без труда привлек проходивших мимо людей,
заинтересовал и "подогрел" интерес и к без того разрекламированному
шоу коллектива.
После опроса изъявивших
желания посетить выступление группы выяснилось,
что немалую роль в принятии решения - "пойти или не пойти
на концерт" - сыглал "говорящий приборчик",
ненавязчиво, но и грамотно привлекающий внимание к предстоящему
мероприятию. Такого они еще не видели!
Или... На рекламной выставке, в нескольких
местах, говорящие автоматы прорекламировали полиграфическую компанию Media Magic (Медиа Мэджик).
Хорошим, ангельским голоском молодой девушки "рассказали" о привлекательности
цен на
различные виды продукции, перечислили основные направление деятельности
компании - тиражирование CD и DVD, дизайн, разработка сайтов, печать
пакетов. Так как качество услуг холдинга Медиа Мэджик всегда было
на высоте, то информация об акциях и скидках компании была весьма
кстати для посетителей выставки.
Внимание!!! Модельный ряд ГОВОРЯЩИХ
АВТОМАТОВ постоянно обновляется, появляются новые корпуса и технические
возможности аппаратов.
Кроме того, создатели ГА имеют возможность помещать говорящее
устройство внутри, практически, любого предмета: мягкой игрушки,
машинки, упаковки рекламируемого товара, банки, модели самолета
и т.д. Это позволяет использовать ГОВОРЯЩИЙ АВТОМАТ не только как
звуковоспроизводящее средство, но и как визуальный материал - например,
на выставках (в виде рекламной продукции, которая будет еще и говорить!!!)
Таким образом, вы имеете уникальную возможность приобрести ГОВОРЯЩИЙ
АВТОМАТ, созданный только для Вас и имеющий уникальные визуальные
и технические характеристики, соответствующий исключительно Вашим
эстетическим и техническим нуждам и требованиям.